Пластинчатый конвейер представляет собой две параллельные ветви из металлических цепей с роликами в соединениях. Цепи соединены между собой пластинами – деревянными или металлическими,в зависимости от вида транспортируемых грузов.
Деревянные пластины применяются для транспортирования грузов, упакованных в коробки, ящики, бочки и другую тару; стальные – для неупакованных сыпучих материалов: угля, шлака, кокса и других сухих кусковатых грузов. В тех случаях, когда необходимо транспортировать горячие и острокромочные материалы, а также кусковые или штучные грузы большого веса, которые ленточным конвейером перемещать невозможно, применяют цепные пластинчатые транспортеры. В строительстве широкое распространение получили короткие пластинчатые конвейеры, используемые в качестве питателей для подачи крупно кускового камня в дробилки. Широкое применение пластинчатые конвейеры имеют в горной промышленности. При сходстве общих схем пластинчатый и ленточный конвейеры конструктивно значительно отличаются друг от друга. Пластинчатый конвейер состоит из двух бесконечных длиннозвенных цепей, которые огибают установленные по концам конвейера приводные и натяжные звездочки. В пролете между ними цепи опираются роликами на направляющие, укрепленные на раме. Ведущие (приводные) звездочки установлены в головной части конвейера. Привод пластинчатых конвейеров не отличается от привода ленточных, Цепи натягивают винтовым натяжным устройством. К цепям прикреплен настил, состоящий из металлических гладких или фигурных, штампованных или литых пластин. В конвейерах для перемещения сыпучих материалов отдельные пластины на шарнирах цепи перекрывают друг друга, что предотвращает просыпание материала. Пластинчатый конвейер загружают через воронку, разгрузка осуществляется при повороте пластин вокруг звездочек.При гладком настиле возможна разгрузка плужковым сбрасывателем. Скорость перемещения рабочих органов пластинчатых конвейеров невелика и колеблется в пределах 0,05—0,63 м/с, наиболее часто 0,2—0,5 м/с. Известны пластинчатые конвейеры для транспортирования материалов по криволинейному пути в плане и под углом до 30° к горизонту. Разновидностью наклонных пластинчатых конвейеров являются эскалаторы метрополитена, крупных общественных зданий, магазинов. В эскалаторе в качестве тягового органа применяют две параллельные тяговые цепи, а в качестве настила используют ступени, опирающиеся при помощи колес на две системы направляющих, что делает возможным складывание ступеней на верхней и нижней площадках в плоский настил. В качестве поручней в эскалаторах используют ленточные конвейеры с прорезиненной лентой специального профиля. Второй разновидностью пластинчатых конвейеров, применяемых для перемещения людей, являются лестничные конвейеры используемые для доставки рабочих в карьеры и подъема их из карьера. В этой конструкции тяговые цепи замкнуты в плоскости конвейера. Вход и выход осуществляются через боковые площадки. Поручни закреплены на движущихся вместе со ступенькой ограждающих щитах. В приводе используют наклонную коническую передачу для обеспечения вращения ведущей звездочки. Пластинчатые конвейеры изготовляются с тремя видами настила: без бортов, с неподвижными бортами, укрепленными непосредственно на раме конвейера; с подвижными бортами, укрепленными на пластинах настила. Профиль настила может быть плоским, волнистым или коробчатым. Волнистый и коробчатый профили обеспечивают возможность транспортирования материала под углом наклона к горизонту до 30°, в то время как при применении гладкого настила угол подъема не может быть более 15— 18° (в зависимости от вида перемещаемого материала). Настил крепят при помощи уголков к пластинам< цепей, служащих тяговым органом конвейера. В качестве тягового органов пластинчатых конвейерах применяют длиннозвенные пластинчатые втулочные и втулочно-роликовые цепи с шагом 100—630 мм. |